Мы выжили! Можно выдохнуть!
Я даже успела отоспаться. И у меня даже появилось дофига свободного времени. Я все еще в это не верю, за этот год я забыла, что это такое. Состояние практически как после защиты диссертации, организм не понимает, почему я не бегу срочно писать какие-нибудь бумажки Х)
Думаю, надо зафиксировать это, прости, господи, событие. Просто чтобы потом перечитывать и охреневать от количества работы.
Разговоры про аккредитацию начались еще в 2018 году, но честно говоря, я тогда слабо понимала, какой объем работы предстоит. Ну, знала, что нужно будет привести в порядок документы по дисциплинам.
в качестве небольшого ликбезаА это:
1. Рабочая программа - документ, где написано, что должен студент изучить на данной дисциплине, сколько часов выделено на дисциплину и сколько на каждую тему, сколько будет практических работ, сколько контрольных/рефератов, там же приводится перечень актуальной литературы по предмету, которая должна быть в библиотеке и т.д. Еще в рабочей программе указываются компетенции. т.е. комплекс знаний, умений и навыков, которые студент должен освоить за весь период обучения. Таких компетенций всего около 30. В одной дисциплине обычно указывается 1-5 компетенций. И соответственно одна и та же компетенция может быть указана в нескольких дисциплинах.
Например: компетенция "Умение работать самостоятельно". Это значит, что студент должен знать основные источники информации по дисциплине, уметь находить нужную информацию и обладать навыком анализа и усвоения этой информации.
И если эта компетенция указана в разных дисциплинах, то она должна быть подогнана под каждую дисциплину. У предмета "история" и у предмета "физкультура" компетенция "Умение работать самостоятельно" реализуется по разному. ну и т.д.
Эти же компетенции указываются в учебном плане (ну точнее, сначала они раскидываются по дисциплинам в учебном плане, а потом уже подробно в рабочих программах расписываются) - это документ, где указаны все дисциплины, которые изучает студент в течение учебы, все часы на лекции, практики, самостоятельную работу, на практики, на курсовики и т.д.
Любые изменения учебного плана влекут за собой изменения в рабочей программе и во всем, что к ней прилагается.
2. Методические указания к практическим, контрольным, самостоятельным работам, курсовикам, рефератам и т.д. - здесь подробно расписывается, что делает студент на практических работах, вопросы для самопроверки, литература, часы на каждый из этих видов занятий, задания на курсовые и рефераты и т.д.
3. Фонд оценочных средств (ФОС) - это то, что выпило половину нашей крови. Здесь нужно очень-очень подробно расписать, что студент должен знать, уметь и какими навыками владеть в рамках каждой дисциплины и каждой компетенции.
Да, я знала, что работы будет много, поэтому начала работать заранее, еще в феврале. Что-то у меня было готово давно, но с тех пор кое-где поменялись часы, литература устарела, где-то контрольную заменили на реферат, да и форма рабочих программ поменялась.
Где-то к маю у меня было готово почти все. Май обычно - это период затишья, т.к. у студентов постепенно заканчивается учеба, начинается подготовка к госэкзаменам и дипломам, экзамены и т.д. этот май и июнь были жаркими, потому что был внезапный Доллскар и потому что нам внезапно вкатали две конференции. Одну, которую не провели в марте, а вторую - которую ректор пообещал кому-то из МинОбра, но сказал нам о ней за две недели. И хрен бы с ним, но участие для преподавателей было обязательным + результаты конференции потом должны были быть напечатаны в каком-то крутанском журнале в виде статей, так что статьи тоже нужно было сдать сразу. На минуточку, обычно такие статьи пишутся по результатам работы нескольких месяцев и вылизываются и выглаживаются до состояния конфетки, а на это нужно время, и никак не 2 недели с нуля =_=
Но мы справились, написали, отвыступали и сдались. Там же где-то подкрался отчет по работе в рамках международного проекта, но он на фоне остального он проскочил почти незаметно.
И еще очень-очень много текста
А потом началось веселое. Наша верхушка внезапно решила выпустить нормативку для ФОСов. Они видите ли прочитали образовательные стандарты и
поняли, что в ФОСах, которые уже готовы, отражено не все, что нужно.
Поэтому в новой нормативке было написано, что мы должны расписать, как конкретно КАЖДАЯ компетенция (все эти "знать/уметь/владеть") реализуется в КАЖДОЙ практической или контрольной работе, курсовике, реферате и т.д.. это просто гигантские простыни повторяющихся таблиц, в которых то в строчку, то в столбик, то по диагонали нужно все это расписать. А сначала придумать, что должен знать/уметь студент в рамках твоей дисциплины по каждой из компетенций. И степень освоения каждой компетенции. Т.е. что конкретно он должен знать/уметь на оценку 2,3,4 и 5.
Например
читать дальше
В итоге ФОС из 10-15 страниц растянулся на 50-60
И на сладкое - нужно было придумать как проверить степень освоения каждой из этих компетенций по каждой дисциплине. Т.е. для каждой компетенции нужно было придумать тест в 5 вариантах по 5 вопросов. ну и дальше - если студент ответит на все 5 вопросов, значит он компетенцию освоил на 5, если на 4 вопроса, то освоил ее на 4 и т.д.
Итого: на каждую компетенцию 5 вариантов тестов по 5 вопросов. это всего 25 вопросов на одну компетенцию. А в дисциплине иногда по 5 компетенций. Итого 125 вопросов на дисциплину. Я преподаю 10 дисциплин + еще я делала 7 ФОСов по чужим дисциплинам (которые ведут приходящие преподаватели - с предприятий и производств, и которые ни в зуб ногой в нашей университетской документации)
Во общем, у меня даже сейчас дергается глаз от подсчетов.
А еще программы и ФОСы по 4 практикам...
Но самое обидное было то, что ВСЕ, что мы успели сделать к этому моменту (т.е.все, что я делала с февраля по май) можно было свернуть в трубочку и засунуть себе в задницу =_= И делать все по новой.
И вишенкой на торте стало то, что ректор издал распоряжение, что пока мы все это не сделаем, в отпуск никто не уйдет. Это он приказал после 20 июня. Как раз когда у всех отпуска начинаются. Нескольких человек даже вернули принудительно из отпуска. Когда народ всколыхнулся и запротестовал, приказ вроде отменили, но тогда стало ясно, что мы все летом вместо отдыха будем работать.
Так и вышло. Я работала по ночам до утра, потом спала до полудня, потом мы ходили на море и общались с девчонками, которые приехали отдыхать тоже и потом все шли спать, а я работать.
Я успела сделать бОльшую часть за лето, но не все. Потому что на один комплекс «рабочая программа/методички/ФОСы» у меня уходила неделя. Мозг просто взрывался. Вот просто! Сложнее всего было расписывать компетенции и придумывать вопросы для их проверки.
Попробуйте придумать 25 вопросов на компетенцию «умение работать самостоятельно» =_= По 5 дисциплинам. И по каждой дисциплине эхти 25 вопросов должны быть разные, подходящие по тематике конкретно к этой дисциплине.
По возвращении домой я доделывала недоделанное, но теперь нужно было все это совмещать с учебной работой. Мне еще «повезло» - мне отдали вести дисциплину, очень сложную, там формулы сплошняком и их вывод и всякие законы физики, химии, математики, механики, гидравлики… Я этот предмет сама изучала 15 лет назад, слава богу, остался конспект. Но разбираться в нем было тупо некогда. Вот вообще. Помимо этого предмета у меня было еще шесть. Иногда я просто отменяла пары, потому что некогда было даже их вести, и давала материал на самостоятельное изучение.
ФОСы и остальное двигалось с черепашьей скоростью. И перемежалось с такими событиями как «Ой, мы поменяли учебный план, теперь у тебя в дисциплине другие компетенции» или «Мы тебе добавили еще две компетенции в дисциплину, потому что больше некуда их вставить». А это все значит, что ФОС нужно переделывать практически полностью. И опять придумывать эти гребанные вопросы. Или «У тебя поменялись часы, нужно придумать еще одну практическую работу». Или «у тебя теперь вместо контрольной будет РГЗ, надо написать методичку новую». И так постоянно какие-то изменения. Не от нечего делать, конечно, просто в образовательном стандарте в каждой строчке таилась какая-нибудь херня, из-за которой план приходилось переделывать, но этим занимались другие люди, от которых нам, преподам, просто прилетали вот такие «Ой, а вот это поменялось».
Потом, когда все рабочие программы и ФОСы и методички были собраны, мы это все проверяли. И волосы порой просто шевелились от количества ошибок. И нам четко было сказано, что эксперт может придраться к каждой запятой. Плюс некоторые преподаватели с других кафедр (например, с Истории или физики), которые делали ФОСы для нас (и для других кафедр), просто забили на тесты и вообще на расписывание компетенций на «знать/уметь/владеть» и сколько мы с ними ни бились, сколько ни спорила с ними верхушка на собраниях, все бестолку. Зав.кафедрой философии вообще заявил, что тесты они делать не будут, потому что философию нельзя загонять в рамки и ставить перед выбором =_= В итоге некоторые ФОСы пришлось делать нам. Вот где я, а где философия???
Потом в декабре мы таки все сдали, но дальше началась работа с программами госэкзаменов и дипломов, где должны были быть прописаны ВСЕ 30! компетенций. И тоже расписано, какие знания и умения и навыки студент должен продемонстрировать и тоже, что он должен знать/уметь на 5, на 4 и т.д. Так незаметно подкрался новый год. Мы сидели на кафедре до 10-11 вечера с самого утра, несколько раз нас даже в корпусе закрывали охранники. И так работал весь универ. Все это, повторюсь, совмещалось с учебной работой, с еще одной конференцией, работой по международному проекту, практиками студентов, постоянными переделками ФОСов и рабочих программ (а у меня еще и подготовкой к Поларкону) Как я уже писала ранее, несколько человек не пережило такой бешеный ритм работы.
27-го декабря нам наконец сообщили, что все, комиссия приезжает через месяц, 27-го января. И что ректор уходит в отпуск и вообще он устал и пусть все идет нафиг. Его позиция была волшебна. Он то бил себя пяткой в грудь «Да, товарищи, поднажмем и пройдем аккредитацию вместе!», то «Это все меня не касается, у меня контракт до 23 января, так что как-нибудь уж без меня». Что творилось все это всемя на верхушке – это просто жопа. Там все пересрались вхлам, стояли крики и ор, у всех нервы были на пределе уже. Сначала выяснилось, что универ должен был привести в порядок помещения к аккредитации и закупить новые профессиональные тренажеры для курсантов. На это было выделено СОРОК МИЛЛИОНОВ рублей, которые волшебным образом испарились!
Потом, когда ректор в конце декабря демонстративно «ушел на больничный», оказалось, что рулить универом некому. Т.е. у кого-то не хватало квалификации и ученой степени для этого, а кто-то просто побоялся брать на себя ответственность за просранные деньги и вообще за всю эту чехарду, которая творилась в универе в преддверии аккредитации.
Но смельчак таки нашелся. И это никто иной как моя научная мать (у которой я писала диссер). С.Р. просто герой на самом деле. Ей там столько дерьма пришлось разгребать и разруливать. И у нее были огромные сомнения сможет ли она со всем этим справиться (У НЕЕ! Которая не боится ничего и вообще специалист и руководитель высшего класса)! Но в итоге, слава богу, она все разрулила. Правда выяснилась еще одна милая подробность про «болеющего» ректора. Он заключил контракт с Газпромом (или с РосНефтью, я уже забыла) на создание в универе мультинаучного центра. И никому об этом контракте не сказал. По контракту универу каждый год переводились 10 миллионов рублей, которые тоже как-то незаметно растворились где-то. В итоге Универ в 2020 году должен предоставить этот мультинаучный центр, которого естественно нет, или выплатить неустойку еще 40 миллионов рублей. Но это уже после ухода «болеющего» ректора. У него руки чистые, он никаких финансовых документов лично не подписывал.
Я если честно просто в ахуе =_=
В общем, вот так закончился год.
Я в принципе была готова к тому, что на праздниках тоже придется работать. Но надеялась даже не подходить к компу числа до 4-го января и выкроить хотя бы несколько дней, чтобы погулять, сходить в кино, позаниматься куклами хоть немного…
В итоге все пошло, простите, по ..зде. Новый год мы хотели отметить с Леной, Ежом и Иоландой. Никаких салатов и готовки, купили копченого палтуса, креветок, красной рыбы, наварили картохи и притащили немного алкоголя. Собирались очень тихо и лениво поваляться на диване, пофоткать кукол, посмотреть «Реальную любовь» и так же тихо завалиться спать часа в 3. Нас звала в гости моя подруга Ольга, но я ее поблагодарила и сказала, что нет никаких сил. А аккурат 31-го Ольга позвонила Лене и сообщила, что их гости все их кинули, никто не приедет и она в расстройстве, и можно ли они с мужем заедут на часик. Тут мы поняли, что тихо «поразлагаться» не получится. Но сказали «конечно, приезжайте». В итоге Ольга приехала не только с мужем, но и с еще одной своей подругой, которую мы как-то немного не ждали. Перед их приходом мы пытались снимать кукол, но нихрена не получалось, Ленин фотик почему-то не фокусировался. Я уже была маленько навзводе. И тут приехали «гости», начался трындеж и беготня, а у нас полкомнаты завалено кукольными вещами, гостями и салатами, которые Ольга привезла, куклы все стоят у стенки – страшно задеть, на фильм уже никто внимания не обращает, мы давай всех убирать и складывать вещи, Ольга с мужем и подругой хотят общаться, мы разрываемся между ними и куклами… И все это продолжалось не «часик», а до 6 утра =_= Спать мы легли в начале 7-го, а в 7 утра у меня заболел бок. Я думала, поболит и пройдет, но он болел все сильнее. Я сначала мужественно терпела, потому что Лену было жалко будить. Потом все же разбудила и спросила, есть ли у нее Ношпа. Две таблетки не помогли. И в 11, когда я уже просто не могла даже дышать без боли, я решилась ее разбудить окончательно, и мы поехали в больницу. Там я два часа лезла на стену, пока мы ждали, что меня примут, и меня таки уложили на все праздники =_= аккурат до 9 числа.
Родители были в Швеции, уехали туда на все праздники, и я побоялась им говорить про госпитализацию, потому что и они бы волновались, и родственники, т. Наташа, которая и сама любитель паниковать, и всех окружающих может завести, и у всех был бы испорчен праздник. Дома остался один кролик, которого Лене пришлось ездить кормить каждый день. Плюс еще одна наша подруга уехала на праздники и попросила приезжать кормить кота. Плюс у Лены была сдача отчета по практике, дежурства и родственники, к которым тоже нужно было съездить на праздники. И среди этого всего она еще успевала приезжать ко мне в больничку. Вот без смеха и прикрас, Лена герой и настоящий друг. Я надеюсь, что я когда-нибудь смогу сделать для нее столько же! И еще больше!
В больничке меня продержали все праздники. Я очень благодарна Ежу и девчонкам с работы и Ольге с мужем, меня навещали каждый день и поддерживали, и в принципе время пролетело довольно быстро. Я немного отоспалась, даже успела поработать, мне искололи всю задницу до синяков и впервые в жизни делали капельницу и ФГДС =_= Ужасная процедура. Я после нее ревела. Мне кажется, девственность терять было не так больно и унизительно! Особенно, когда какая-то престарелая паскуда стоит рядом и комментирует, мол, «ты чо такая фиалка? Чо, больно тебе?»
Вообще, отношение персонала больницы к пациентам – это отдельная тема, от которой у меня просто пригорает. Скажу только, что молодежь ведет себя гораздо более вежливо и деликатно, чем «опытные» сотрудники за 50.
9-го числа меня выписали, и мы с Леной помчались ко мне домой делать уборку, готовить еду, встречать родителей и каяться^^ В общем, мне почти не попало за молчание Х)
А 10-го января я вышла на работу. До аккредитации оставалось чуть больше 2 недель. И снова начались посиделки на кафедре до 10-11 вечера, нужно было привести в порядок все кафедральные бумаги, все приказы, все отчеты, отчеты по практикам и дипломы, особенно у тех, кто выпустился 2-3 года назад, тогда ни о каких компетенциях мы… не то, чтобы не знали, но как-то до нас не донесли то, что в отчетах по практикам и допломам все они должны тоже прослеживаться и что темы дипломов не подходят под образовательную программу (например, образовательная программа называется «экологическая безопасность водных ресурсов», а диплом про воздух или про почву). И тут моя благодарность Лене тоже не знает границ, потому что она приходила каждый день после своей работы и оставалась и помогала.
Еще мы готовили тесты для эксперта (на основании тех вопросов, что были в ФОСах), проводили анкетирование студентов, потом тестирование студентов по этим вопросам, потом готовили копии нужных документов из личных дел сотрудников, приводили в порядок договоры с организациями, которые у нас есть...
Где-то в процессе этого сверху пришли слухи, что главбух уволилась, и что пропало еще 19 миллионов рублей. Ректор все еще болел. И моя научная руководительница все еще была его И.о. А потом В.В.Путин распустил правительство. И тут снова началось веселье. Потому что у ректора 23-го января закончился контракт, а И.о. не может быть И.о. без ректора. А нового ректора должно было назначать министерство образования, которое этого не делало, потому что там тоже сняли верхушку и никто на себя такое ответственное решение брать не хотел. И 27-го января приезжает экспертная группа проводить аккредитацию, а у нас нет ректора =_=
Короче, в ректорате просто творился АДЪ, подключали губернатора нашего, он лично летал в Москву в МинОбр, в это время сам МинОбр пытался нам подсунуть левого человека на должность ректора (это же все равно очень денежное место, несмотря на все проблемы), но в итоге все же оставили ректором мою науч. рук, контракт ей привезли аккурат в день приезда экспертной комиссии. И мы чуть-чуть выдохнули. Если честно, я была уверена (и до сих пор уверена), что раз она встала у руля, мы все, конечно, взвоем, но все будет хорошо и универ, наконец, заработает как часы.
Последняя неделя перед аккредитацией вообще выдалась бешеная. Выходных у нас не было вообще, в субботу и воскресенье все были на работе. Все, кроме нашего деканата. Там вообще такие молодцы, они встали в 5 вечера, всем помахали ручкой и ушли. И декан наш просто тряпка и не мог им скомандовать, что нужно сидеть и работать. С одной стороны я могу их понять, что у них рабочий день до 5 вечера, но в трудные времена иногда надо собраться всем вместе и сделать все, что нужно, а не истерить, вставать в позу и демонстративно плевать на просьбы и задания. В общем, пока С.Р. не скомандовала, они нихрена делать не хотели. И часть их работы пришлось брать на себя кафедрам. Например, переписывать зачетки. Деканат просто забил на них, и в итоге в последнюю ночь перед приездом комиссии мы сидели и переписывали заново несколько зачеток (и сами проставляли подписи за преподавателей) И я, кажется, теперь могу за любого препода расписаться =_=.
Вот тогда и был побит мой рекорд по бодрствованию, потому что утром приехал эксперт и началась беготня и суматоха, нужно было отнести в его кабинет все документы и по первому требованию нести все бумаги, которые он еще дополнительно попросит. Короче, я очнулась, когда уже было почти 5 вечера и я поняла, что просто сейчас отключусь. На этот случай у меня на работе лежит подушка, подаренная Леной. Полчаса дрёма, и я продержалась еще несколько часов. Беготни было много. И работы было много. Эксперт, к счастью, попался очень адекватный, показывал, где у нас какие ошибки и недочеты и просил исправить сразу. Так мне пришлось переписать мой индивидуальный план, но не потому что я накосячила, а потому что при распределении нагрузки накосячил учебный отдел. И проще было мой план переделать, чем исправлять их косяки. На следующий день пришлось переделывать тесты, которые мы придумывали, потому что эксперт попросил сделать их в электронной образовательной среде (что-то вроде портала университета). И из большого теста сделать маленький на 30 вопросов. Мы переделывали тесты, а потом Лена с моим коллегой сидели и все это вносили в эту образовательную среду. Во второй день носились с тестированием студентов, но уже было полегче, и мы даже ушли домой в 8 вечера, а не как обычно в 10. На третий день осталась какая-то мелкая работа, нас уже почти не дергали, хотя все равно пришлось подежурить в универе до 6 вечера. Большую часть всей работы с экспертом взяла на себя наша Завкаф. Просто тоже отважная женщина, кто бы что ни говорил. Первый год в этой должности и такое боевое крещение. Да, она не идеальный начальник, у нее бывают промахи и ошибки, но она научится. И самое главное, она адекватный человек и она вывезла аккредитацию нашей кафедры.
Вот так прошел мой год с февраля по февраль. Очень грустно, что я почти его не помню. И Доллскар, и лето, и Поларкон, и неудавшийся новый год, и даже больничка были, кажется, в другой жизни. Теперь придется наверстывать упущенное, заниматься куклами, шить и крафтить, учить студентов, заниматься здоровьем (мне таки придется лечь на операцию в этом году), возобновить тренировки (страшно сказать, что я поправилась за этот год на 15 кг =_=), покрасить волосы наконец, а то с лета хожу как кикимора…
В общем, самое главное, что жизнь после аккредитации есть, и вроде как говорят, что сверху сообщили, что прошли мы ее успешно и нас не закроют . Значит все было не зря. И теперь можно спокойно жить еще 5 лет Х)
Как я провел год. И аккредитацию
Мы выжили! Можно выдохнуть!
Я даже успела отоспаться. И у меня даже появилось дофига свободного времени. Я все еще в это не верю, за этот год я забыла, что это такое. Состояние практически как после защиты диссертации, организм не понимает, почему я не бегу срочно писать какие-нибудь бумажки Х)
Думаю, надо зафиксировать это, прости, господи, событие. Просто чтобы потом перечитывать и охреневать от количества работы.
Разговоры про аккредитацию начались еще в 2018 году, но честно говоря, я тогда слабо понимала, какой объем работы предстоит. Ну, знала, что нужно будет привести в порядок документы по дисциплинам.
в качестве небольшого ликбеза
Да, я знала, что работы будет много, поэтому начала работать заранее, еще в феврале. Что-то у меня было готово давно, но с тех пор кое-где поменялись часы, литература устарела, где-то контрольную заменили на реферат, да и форма рабочих программ поменялась.
Где-то к маю у меня было готово почти все. Май обычно - это период затишья, т.к. у студентов постепенно заканчивается учеба, начинается подготовка к госэкзаменам и дипломам, экзамены и т.д. этот май и июнь были жаркими, потому что был внезапный Доллскар и потому что нам внезапно вкатали две конференции. Одну, которую не провели в марте, а вторую - которую ректор пообещал кому-то из МинОбра, но сказал нам о ней за две недели. И хрен бы с ним, но участие для преподавателей было обязательным + результаты конференции потом должны были быть напечатаны в каком-то крутанском журнале в виде статей, так что статьи тоже нужно было сдать сразу. На минуточку, обычно такие статьи пишутся по результатам работы нескольких месяцев и вылизываются и выглаживаются до состояния конфетки, а на это нужно время, и никак не 2 недели с нуля =_=
Но мы справились, написали, отвыступали и сдались. Там же где-то подкрался отчет по работе в рамках международного проекта, но он на фоне остального он проскочил почти незаметно.
И еще очень-очень много текста
Я даже успела отоспаться. И у меня даже появилось дофига свободного времени. Я все еще в это не верю, за этот год я забыла, что это такое. Состояние практически как после защиты диссертации, организм не понимает, почему я не бегу срочно писать какие-нибудь бумажки Х)
Думаю, надо зафиксировать это, прости, господи, событие. Просто чтобы потом перечитывать и охреневать от количества работы.
Разговоры про аккредитацию начались еще в 2018 году, но честно говоря, я тогда слабо понимала, какой объем работы предстоит. Ну, знала, что нужно будет привести в порядок документы по дисциплинам.
в качестве небольшого ликбеза
Да, я знала, что работы будет много, поэтому начала работать заранее, еще в феврале. Что-то у меня было готово давно, но с тех пор кое-где поменялись часы, литература устарела, где-то контрольную заменили на реферат, да и форма рабочих программ поменялась.
Где-то к маю у меня было готово почти все. Май обычно - это период затишья, т.к. у студентов постепенно заканчивается учеба, начинается подготовка к госэкзаменам и дипломам, экзамены и т.д. этот май и июнь были жаркими, потому что был внезапный Доллскар и потому что нам внезапно вкатали две конференции. Одну, которую не провели в марте, а вторую - которую ректор пообещал кому-то из МинОбра, но сказал нам о ней за две недели. И хрен бы с ним, но участие для преподавателей было обязательным + результаты конференции потом должны были быть напечатаны в каком-то крутанском журнале в виде статей, так что статьи тоже нужно было сдать сразу. На минуточку, обычно такие статьи пишутся по результатам работы нескольких месяцев и вылизываются и выглаживаются до состояния конфетки, а на это нужно время, и никак не 2 недели с нуля =_=
Но мы справились, написали, отвыступали и сдались. Там же где-то подкрался отчет по работе в рамках международного проекта, но он на фоне остального он проскочил почти незаметно.
И еще очень-очень много текста